ВЫДЕРЖКА И ДИАФРАГМА

марта 10, 2015

ЧАСТЬ 1.


Много букв писать не хочется, но в данном случае это не возможно, так что готовьтесь, будут и буквы и фото.
Задумка моя родилась давно, но толчком стала та часть аудитории, которая интересуется предметной фотографией. Очень много мастериц меня окружает и любительниц снимать приготовленные ими вкусные блюда. Одно дело сделать вещь красиво или приготовить вкусную и красивую еду, их еще нужно грамотно подать (подаем мы как правило на страницах соцсетей). Первое, что мы можем видеть, это фотографию Вашего творения. Зачастую именно фото не то, что бы не может передать всей красоты, но и оказывает губительное влияние на восприятие вашего творчества.
 Для того, что бы начать снимать достойные фото, необходимо знать несколько основ фотографии.

Вот такие чудеса бывают без фотошопа, сейчас расскажу как.







Фотография для начинающих подразумевает владение выдержкой и диафрагмой.
Установка выдержки и диафрагмы называется экспозицией. Обычно для определённого освещения необходимо соответствие этих двух величин, которые, иногда, ещё называют экспопарой. 

Для начала расскажу, что такое выдержка:

Выдержка - промежуток времени, когда затвор открыт и происходит экспонирование. т. е. простым языком, время когда свет попадает на матрицу или пленку. В зависимости от объекта съемки выдержка и состояния освещения выдержка нужна разная, так например при съемке быстро движущихся объектов необходима небольшая выдержка, так как за то время пока открыт затвор, объект успеет переместиться и получится размазанным на фотографии, оставив смазанных след или размытый образ (если конечно вы не желаете достичь именно такого эффекта). 

    Именно с помощью настроек выдержки можно снять мгновение падающей льдинки в бокал с жидкостью, настроив короткую выдержку, у вас выйдут красивые брызги. Либо снять ночной город на длинной выдержке, тогда проезжающие автомобили оставят смазанный полупрозрачный след фар. 

Приведу пример наглядно на фотографиях. 
Каждая из приведенных ниже фото снята при одних и тех же параметрах 
(Выдержка (длинная) 20 сек;  Диафрагма f/16;  ISO 100):

1.

     Как Вы видите на фото, стул и фон достаточно резкие, а моя рука, перемещает игрушку на стул. Выдержка была 20 секунд. Примерно на 15-16 секунде я поместила на фото игрушку, на не значительное время и задержала в этом положении руку. Получается, камера снимала совсем не долго игрушку и руку, отчего они достаточно не четкей, от них можно сказать только полупрозрачный образ, при этом стул все 20 секунд находился в кадре, по этому его образ четкий, как на полноценном кадре. Кстати, когда вы снимаете на длинной выдержке бегущего человека, именно этот полупрозрачный след фиксируется каждое мгновение, и кадр выходит со смазанным хвостом.

2.

На данной фотографии один и тот же стул снимается примерно по 10 секунд на разных местах (выдержка как мы помним выставлена на 20 секунд). Т.е. отсчитав примерно 10 сек я просто переставила стул с первоначального места съемки на другое. Руки моей не видно, потому что она была в кадре незначительное время, я старалась переставить стул не затягивая. Как видите стул на разных местах съемки примерно одинаково прозрачен.

3.


  Те же самые манипуляции со стулом в течении 20 секунд ( это то время, которое была раскрыта диафрагма и ровно это время свет проникал на матрицу, матрица в это время получала в объектив информацию через зеркало, делая снимок). При этом одну часть стула я намеренно оставила там, где он и стоял, просто развернув его по кругу. Вы видите, что именно в этом месте спинка стула имеет полноценные очертания.

4.




На этом кадре я трижды переместила игрушку в течении 20 секунд, пока срабатывал затвор. 


    Это не единственный эффект, которого можно добиться на фотографии изменяя параметр "Выдержка". Например  увеличив(рис.1) или уменьшив(рис.2) значение выдержки в большую или меньшую сторону, при одинаковых остальных параметрах, кадр получится светлее или темнее. Это опять же происходит от того, что свет большее или меньшее время проникает в открытую диафрагму.

Рис.1
               

Canon EOS 600D/50mm
Диафрагма ƒ/3.5  
Выдержка 1/80
ISO  800




Рис. 2
Canon EOS 600D/50mm
Диафрагма ƒ/3.5  
Выдержка 1/100
ISO  800


   Теперь о диафрагме:

Собственно, это отверстие в объективе, через которое проникает свет. Посмотрите в объектив и нажмите пусковой затвор, открывающееся окошко и есть диафрагма.
Диафрагма - это на сколько широко раскрыты так называемые лепестки отверстия в объективе. Чтобы было понятно, приведу жизненный пример. Когда вы находитесь в слабо освещённом помещении, зрачок глаза расширяется и таким образом воспринимает больше света. Аналогично действует и диафрагма, если вы полностью раскрываете лепестки диафрагмы и ставите меньшее диафрагменное число (да, да, именно меньшее, ведь чем меньше диафрагменное число, тем больше открыта диафрагма -"дырка" как говорят фотографы) – камера воспринимает большее количество света. Диафрагма напрямую зависит с глубиной резкости и экспозицией. Если совсем просто и на пальцах не углубляясь в определения, то скажу так про глубину резкости (определение вы легко найдете в Яндекс), чем меньше диафрагменное число (больше открыта - диафрагма), тем больше света попадет на датчики матрицы, а значит вы получаете и картинку светлее и более размытые объекты находящиеся вне точки фокусировки (как говорят фотографы "Красивое боке"). 


  

   Вот пример того, как изменяя параметры диафрагмы и выдержки, мы получаем совершенно четкую картинку или картинку, где четким останется только объект в точке фокусировки, остальное будет размытым. 

Правила таковы:

Чем больше вы открываете диафрагму (ставите числовое значение диафрагмы меньше), тем короче должна быть выдержка (на столько же значений), и наоборот. 

Итак, придерживаясь этого правила я делала свои снимки ниже при одном и том же значении  ISO 100:
1.
Диафрагма  f/1,4 
(раскрыта на максимум)
Выдержка 1/15 доли секунды

Как Вы видите, ГРИП (глубина резко изображаемого пространства или зона резкости) достаточно мала. Все объекты попавшие в зону резкости четкие, остальные размыты (эффект Боке “Bokeh”)



2.
 Диафрагма  f/3,5 
Выдержка  1/13 доли секунды
(уже чуть длиннее)


На этом кадре ГРИП (глубина резко изображаемого пространства или зона резкости) гораздо больше, мы уже можем заметить больше четких ягод в кадре.


3.

Диафрагма  f/5,6
Выдержка  1/5 доли секунды 

Если бы я не меняла значение выдержки, то получила бы недоэкспонированный  (темный кадр).






4.
 Диафрагма  f/10
Выдержка  0,8 секунды 

Замечаете как увеличивается резкость у кадра при изменении параметров? Чем выше число диафрагмы (меньше открыта отвертсие), тем большее значение выдержки (нам нужно больше времени для проникновения нужного количества света)



5.

Диафрагма  f/16
Выдержка  2 сек 

Наконец мы имеем четкое изображение, отсутствие какого либо размытия (эффект Боке “Bokeh” отсутствует полностью)






Зная как работают два этих параметра, можно экспериментируя добиться не плохих результатов.



Leave a Comment

  1. Очень интересная статья, спасибо! Но при длинной выдержке, как 2 секунды "с рук" не поснимаешь, тут лучше штатив взять?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Александра, да, верно, снимаю предметку со штатива, редко когда теперь без. Очень быстро привыкла к хорошему)

      Удалить
  2. Юля, спасибо за статью! Сохраню в закладках, пора бы тоже перестать лениться и пользоваться не только авто:)
    А ты снимаешь со штативом? Спасибо))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за внимание к моему блогу, да снимаю со штатива с некоторых пор.

      Удалить