МАСТЕРСТВО ФУД-ФОТОГРАФИИ "ОСНОВЫ ФУД ФОТОГРАФИИ

февраля 07, 2016



отрывок книги

МАСТЕРСТВО ФУД-ФОТОГРАФИИ ЭЛЕН ДЮЖАРДИН
Конечно же не возможно не отметить пользу книги, написанную Элен Дюжардин и переведенную издательством Эксмо, которая дает четкие образы в голове, как и с чего стоит начинать увлеченному фуд-фотографией человеку. Я начинала с нее, еще в англоязычной версии, спотыкаясь о неизвестные мне обороты, прибегая к онлайн переводчикам. А тут такая удача, книга переведена на русский язык и представлена в магазинах. Жаль не все могут позволить купить себе ее, а иногда и попросту встретить в магазинах. Не большой отрывой из книги вы можете прочитать ниже, это раздел об основах фуд-фотографии.

Моему брату Тьерри (1962–2000)

Он был, на мой взгляд, одним из самых вдохновенных фотографов. Он видел сердцем. Я ощущала его незримое присутствие
все время, пока писала эту книгу.






Фуд-фотография — это эмоции и красота, чувственность и искусство. Умение запечатлеть вкус, запах и необыкновенную красоту простого блюда в одном ка- дре требует определенных навыков, умений и чувства прекрасного. И как нам порой не хватает советов и информации о том, как сделать еду на картинке такой же аппетитной, как в жизни, и стать настоящим мастером этого непростого дела. Элен Дюжарден, один из лучших фуд-фотографов в мире, собрала воедино все свои знания и огромный опыт и написала книгу, где вы найдете информацию об основах фотографии, освещении, композиции кадра, съемочных хитростях, подго- товке к фотосъемке и фуд-стайлинге. Вы научитесь правильно снимать мясо, рыбу, овощи, напитки и даже мороженое. Вы узнаете, как использовать искусственное и естественное освещение. И неважно, будете ли вы снимать для себя или для своего блога, для кулинарных книг или журналов, ваши фотографии станут насто- ящими шедеврами, которые можно с гордостью демонстрировать окружающим!



Об авторе

В конце 90-х годов ХХ века Элен Дюжарден переехала в США из Франции, имея при себе диплом историка, небольшой чемодан и старый пленочный фотоаппарат. Вскоре после этого она решила предаться своей главной страсти — приготовлению еды — и принялась оттачивать свое мас- терство в различных ресторанных заве- дениях. Она стала главным кондитером

в одном французском ресторане и прора- ботала там пять лет, при этом не переста- вая увлекаться фотографией. Элен начала снимать для сотрудников ресторана свои блюда, чтобы помочь им готовить ее де- серты, когда она отсутствовала на рабо- те. В выходные дни она просто бродила по улицам города, фотографируя обычные вещи, чтобы запечатлеть их красоту.

Оставив в 2006 году профессию кондитера, Элен сразу же начала вести отмеченный впоследствии наградами блог Tartelette, который посвятила искусству кулинарии, фотографии и фуд-стайлинга. Не потребовалось много времени, чтобы занятие фотографией переросло в нечто большее, чем просто увлечение. Элен быстро продвинулась от любительского фотографирования еды до профессионального сотрудничества с журналами местного и национального масштаба. Одновременно она стала заниматься фотографированием и художественным оформлением для многочисленных кулинарных книг.

Кулинарные фотографии Элен и ее талант фуд-стилиста получили высокие оценки в Интернете и в печати от таких изданий и компаний, как Elle, Forbes, The Times, Saveur, CNN, Martha Stewart и других.

Фотографии автора демонстрируют ее пристрастие к естест- венному освещению, сезонным и свежим продуктам, любовь к путешествиям и неподдельный интерес к людям. В настоя- щее время Элен живет в городе Чарлстоне в Южной Каролине со своим мужем и двумя собаками, спасенными ими от жестокого обращения.






Введение

Внимай сердцу, но сначала немного побудь в тишине. Задай вопросы, затем почувствуй ответ. Учись доверять своему сердцу.

Неизвестный автор

Я знаю, звучит необычно, но я влюбилась в фуд-фотографию точно так же, как когда-то влюбилась в своего мужа — самого лучшего человека на земле. Это было совершенно неожиданно, ярко, волнующе. Это влекло меня и отпугивало. Это вызывало во мне любопытство и смелость. Это не могло утолить мою жажду новых знаний.

Когда я училась в выпускном классе, я побывала в сказочной двухнедельной поездке по Греции. В первое утро мы совершили обязательное посещение рынка в Афинах. И уже через минуту
у меня закружилась голова от царящей вокруг суеты. Кричащие продавцы, толкающиеся туристы, сигналящие в толпе пешеходов велосипеды и мотоциклы... Один прилавок за другим, с различными товарами и, конечно же, с едой! О, эта еда!
Такие ингредиенты рецепта, как очищенные зерна какао и какао-порошок, в этом печенье, являются безупречным естественным реквизитом для композиции. f/3.5, ISO 400, 24–70 mm L
Всюду, куда бы я ни повернулась, присутствовал цвет, присутствовал запах, присутствовал вкус. Вместо того что- бы плыть по течению и разделить вос- торг моих товарищей, я замерла от переполнивших меня впечатлений. Сделала шаг назад... долгий, глубо- кий вдох... и зарядила свой фотоап- парат черно-белой пленкой. Да-да! Любовь с первого взгляда совершен- но безумна, правда?

Никогда раньше я не встречала та- кой еды и такого цвета. Они никогда еще не являлись мне в подобном виде. Я отправилась домой и провела несколько часов в темной комнате, рассматривая получившиеся черно- белые изображения. Мне нужно было еще столько узнать, но я уже стала совершенно одержимой! Мне захотелось повторить это еще раз,
и обязательно в цвете.

Многие годы я развлекала себя съем- кой еды, но это было не очень серьез- но. Я не изучала эту область в школе, и у меня не хватало свободного вре- мени, чтобы практиковаться. Прошло еще лет десять, прежде чем фуд-фото- графия «постучала в мои двери»,

если можно так выразиться.

Этот стук раздался, когда я работала главным кондитером в одном фран- цузском ресторане. Я стала испыты- вать все возрастающие трудности, пытаясь добиться, чтобы вечерняя смена раскладывала на тарелки

десерты, которые я приготовила, в соответствии с моими ука- заниями. Я писала подробные инструкции, которые никто
не читал. Я даже пыталась делать зарисовки. По общему признанию, мои рисунки были довольно скверными и любой трехлетний ребенок посмеялся бы над ними. Ничего не рабо- тало...

И вот однажды у меня в голове будто вспыхнула лампочка: одна фотография стоит тысячи слов! Я взяла свой «Полароид» на работу и стала снимать каждое блюдо, чтобы показать сотрудникам, чего я от них хотела.

Через несколько лет, прошедших в том же духе, я уже была убеждена, что тру- диться в качестве главного кондите- ра — мое призвание, и решила сделать себе небольшое портфолио, чтобы по- казывать потенциальным работодате- лям, что я способна сделать из куска теста. Через несколько часов фотосъ- емки своих десертов я уже знала, что

в этом процессе заставляло меня улы- баться до ушей.

Это были не десять фунтов шокола-
да, которые я только что растопила,
и не карамельные корзинки совершен- ной формы, появляющиеся из моей кухни. Это было, скорее, то, как я вос- производила эти десерты на фото- графиях. Я управляла окружающим меня освещением, чтобы придать совершенный блеск моему шоколаду. Мне удавалось объединить расставлен- ные по отдельности продукты, всего лишь посыпав верх миндального круас- сана сахарной пудрой. Вот оно! Прозрение!

Не могу сказать, что остальное всем из- вестно; но с того момента все, что я де- лала, на шаг или два приближало меня к занятию. которым я занимаюсь сей- час, независимо от того, сознавала ли

я это в тот момент или нет. Тот день
на самом деле был похож на волшебное рождественское утро. Спустя годы заня- тие фотографией по-прежнему вызыва- ет во мне то же самое ощущение.

И я отчетливо помню день, когда я сообщила своему мужу, что собираюсь вести кулинарный блог — то, что я тогда называла интернет-журналом рецептов. Я создала главную страницу, вы- ложила рецепт и написала к нему короткий рассказ. Поверну- лась к мужу и сказала: «Мне нужна камера, чтобы сделать сни- мок... и показать людям готовое блюдо». На следующий день  он протянул мне простенький фотоаппарат для начинающих и посоветовал приступать.

Я была несколько разочарована. Хотя нет... Я была сильно ра- зочарована, потому что хотела хорошую камеру с разными объ- ективами и крутыми дополнительными принадлежностями. Но я знала, что он поступил правильно и его выбор во многом был обусловлен тем, что я примерно каждый год хваталась за новое хобби и потом бросала его. Никто из нас тогда и не предпола- гал, что фуд-фотография станет моей профессией. Что он дейст- вительно знал — так это то, что без знания основных принци- пов фотографии мой порыв закончится ничем — независимо от того, насколько дорогая и профессиональная у меня камера.

Теперь, когда я стала профессиональным фуд-фотографом, я по-прежнему поражаюсь тому, чего способна достичь
и сколько еще узнать. Я работаю без выходных. Даже когда у меня нет заказа, я практикуюсь каждый день.

У вас может быть огромное желание добиться успеха в фуд- фотографии, или, возможно, вы лишь хотите сделать хороший снимок блюда для своего блога либо статьи, или тщательно изучить новый нестандартный объект для коллекции своих фотографий, или познакомиться с «особенностями фуд-фотографии». Все это не имеет значения. Обучение, практика — или то, что я на самом деле назвала бы импрови- зацией! — для получения великолепных снимков, вызывающих обильное слюноотделение, принесут значительно большую отдачу, когда вы овладее- те всеми приемами фотографии.

Давайте используем аналогию. Если только вы не уникум, взявшись за скрипку, вы вряд ли сразу исполните Сонату No9 Бетховена без предвари- тельного обучения музыке. И даже когда вы научитесь читать ноты и иг- рать на скрипке, все равно, возможно, никогда по-настоящему не сыграете Бетховена; но, по крайней мере, вы будете знать основы и сможете испол- нять джаз, рок, фанк, что угодно еще. Вы будете отвечать за выбор художе- ственных средств.

В фотографии так же. Знание ее элементарных принципов откроет вам дверь в мир света и художественного осмысления, которыми можно играть и наслаждаться, видоизменять их и творить — так, как это будет интересно вам и вашей аудитории.

Сведения в моей книге предназначены для того, чтобы помочь вам постро- ить процесс съемки еды, который начнется задолго до получения вами при- глашения на работу и продолжится после нажатия кнопки спуска затвора. Существуют руководства по созданию красивых фотографий, но ваш собст- венный метод будет обусловлен вашими личными качествами, технически- ми средствами, вкусом и бюджетом, и это поможет вам передавать смысл

и пробуждать чувства, которые вы вложили в свои снимки.

Чем больше вы знаете и узнаете о вашей камере, освещении, композиции
и декорировании, тем эффективнее вы сможете получать максимальную от- дачу от своей аппаратуры и фотосъемки. Вы и ваша семья дорожите сво- ими кулинарными рецептами. Позвольте же вашей фотографии передать это ощущение. Учитесь, импровизируйте, наслаждайтесь процессом!



Основы фотографии

Фотография — это способ записи изображения объекта посредством воздействия света или род- ственного излучения на светочувствительный материал. Это слово происходит от греческого «фотос» (которое означает «свет») и «графейн» (которое значит «рисовать, чертить»).

Энциклопедия «Британника»

Рисовать светом...

Без света мы не способны видеть. И не сможем скомпоновать кадр или получить изображение. Свет в фотографии — самое главное.

В то же время больше всего в фотографии мне нравится
то, что отдельно взятое изображение является результатом множества разных обстоятельств, решений и условий.
Помимо света, нужно определиться с выбором фотокамеры,
ее параметрами и режимами, композиционными приемами
и даже с вариантами обработки изображения. Каждая
из перечисленных составляющих оказывает влияние на историю, которую вы рассказываете с помощью ваших снимков.

Так что учитесь и отрабатывайте на практике основные приемы фотографии; экспериментируйте и исследуйте
разные сочетания элементов; удаляйте результат, если нужно, и переделывайте. Вы обнаружите, что ваш метод становится вашей второй натурой, а фотографии, которые вы создаете, становятся все лучше и лучше. И самое замечательное во всем этом — то, что вы постоянно открываете и исследуете новые аспекты. Перспективы поистине безграничны.

Главное — свет

На семинаре, проходившем минувшим летом, одна девушка, начинающий фуд-фотограф, задала мне прямой во- прос: почему все фотографы, которых она встречала, так много рассуждают о свете? Мои мысли заметались у меня в голове. Мне не терпелось объяснить ей, почему. Но я не хотела утомлять ее, поэтому скрыла свою взволнован- ность и спокойно дала ей то самое определение фотографии, которое вы прочитали в начале этой главы. И мы продолжили говорить о том, как зри- тели чаще всего реагируют на фото- графии еды.

Как правило, первое, что люди обыч- но говорят о фотоснимке, — это что- нибудь о самом блюде. И второе, что они чаще всего замечают, осознан- но или нет, — то, как свет падает

на определенную часть блюда... или не падает. Свет и тени, слишком сильные или слишком слабые, способствуют тому, понравится ли фотография зри- телю так же, как и само блюдо, пред- ставленное на ней.

Понимание значения света и способов его использования в фуд-фотографии очень похоже на процесс ухажива- ния и попытки завладеть чьим-нибудь сердцем. Чтобы получить правильное освещение, вы должны наблюдать, исследовать и находить. Прелесть цифровой фотографии в том, что вы

можете все удалить и начать заново. Это не пустая трата вре- мени, а, скорее, опыт познания, сходный с поиском партнера... за исключением, конечно, пункта об удалении.

Независимо от того, используете ли вы естественное природ- ное освещение или свет от искусственных источников, суще- ствует множество возможностей «поймать» и применить свет.

Тут вступают в действие несколько существенных моментов, в частности: где взять качественный свет, как направить 
его для задуманной цели и как рабо- тать с глубокими тенями и «высоким ключом» (очень светлыми тонами). (См. в приложении А определения специальных терминов, использую- щихся в этой книге.)

Параметры освещения и то, как на- стройки и режимы фотокамеры ра- ботают в ваших условиях освещения, изложены в главе 3 («Фотосъемка при естественном освещении») и главе 4 («Фотосъемка при искусственном ос- вещении»). Прошу также обращать-
ся к главе 2 («Параметры настройки
и режимы фотокамеры») по мере того, как мы будем изучать остальные со- ставляющие фотографии. Ознакомив- шись с ними, вы сможете создать фото- графии высокого качества.

Камера-шмамера: какое она имеет значение?

После прочтения следующей главы
о параметрах настройки и режимах фотокамеры вы можете подумать, что эта книга предназначена только для обладателей цифровых зеркальных фотокамер (DSLR-камер, или «зерка- лок»), а не для тех, кто пользуется ком- пактными фотоаппаратами («мыльни- цами»). Но это не так.

Пользуетесь ли вы «зеркалкой» или «мыльницей», основополагающие принципы хорошей фотографии остаются неизменными. Чтобы получать превосходные изображе- ния, вам необходимо знать, что такое свет, тени, композиция, диафрагма, ISO, баланс бел
Фон может быть разных форм, цветов и размеров. В данном случае старая зеленая потолочная плитка обрела вторую жизнь, чтобы усиливать желтые и синие тона других элементов на снимке. f/4.5, ISO 500, 100 mm, Macro L
Вероятно, у вас возникнет вопрос: так зачем же вкладываться в цифровую камеру? Что ж, откро- венно говоря, тут все дело в возможностях самому контролировать процесс съемки. Зеркальная фо- токамера просто предлагает больше возможностей для творчества. И, я вынуждена добавить, качество воспроизведения файла JPEG, сделанного «зеркалкой», часто будет лучше аналогичного, снятого на «мыльницу» даже самого высокого уровня, из-за высокой мощности обработки данных, которой обладают более качественные матрицы в «зеркалках». Но подробнее об этом позже.

Для меня важнейшей была, прежде всего, возмож- ность контроля над процессом съемки. Я помню день, когда достала свой маленький карманный фотоаппарат, вручила его мужу и сказала: «Мне



нужно расти». Все, что мне было необходимо, — это подходящий объектив и матрица получше. На том этапе я знала и использовала каждую функцию, доступную в моем фотоаппарате, и была готова к более сложному управле- нию. Я пришла к решению о замене камеры только после того, как досконально изучила свой фотоаппарат и узнала, какие дополнительные функции в нем есть и для чего они нужны.

Так что, если вы только начинаете, не позволяйте себе идти на поводу специфических функций, крутых аксессуаров и размера. Фотография — дорогое удовольствие. Разумеется, большинство фотографов больше не тратятся на пленку и проявочные материалы и услуги, но в наши дни есть компактные фотокамеры, которые стоят столько же, сколько «зеркалки» начального уровня. Помимо этого существуют дополнительные принадлежности: объективы, которые вам понадобятся, карты памяти, вспышки и еще так много всего.

Поэтому я настоятельно рекомендую провести предварительное исследование, прежде чем остановить свой выбор на каком-либо фотоаппарате. Я совершенно точно знаю, что вожделение, которое возникает при отсутствии съемочного оборудования, может быть сильнее рассудка, но, особенно когда речь идет об электронике, важно знать свои возможности и ясно представлять, что на самом деле вам нужно.

В первую очередь имейте в виду свой бюджет и то, сколько реально вы
в состоянии потратить на фотокамеру, ее обновления в перспективе и прочую фототехнику. Подумайте о том оборудовании, которое у вас есть
на данный момент, и о последствиях перехода на оборудование другой марки. Это важно, поскольку у каждого производителя свой язык. Когда
я даю рекомендации по фотокамерам, всегда уточняю свой совет словами: «Я говорю на языке Canon, а не Pentax или Nikon». Эти бренды непохожи, и каждый имеет свои особенности в использовании.

Поэтому перед приобретением компактного или зеркального фотоаппарата любого производителя почитайте как можно больше о разных моделях и определитесь, которая

из них предпочтительна для вашего бюджета и ваших обстоятельств.

И последний совет в этом разделе: хотя покупки удобно делать через Интернет, ничто не сравнится
с ощущением, когда держишь фотокамеру в своих руках. Сходите в магазин и подержите в руках несколько разных марок и моделей, чтобы узнать, каковы они на ощупь.

Если вы склоняетесь к покупке зеркальной фотокамеры, советую вам потратить время и взять напрокат несколько разных камер и один базовый объектив и посмотреть, насколько вам нравится тот или иной вариант. Фотокамера — не симпатичная безделушка и не сезонная покупка. Это капиталовложение,

и обычно — значительное. Я говорю не только о деньгах. Я влюблена в свои фотокамеры марки Canon. Они дают мне возможность продолжить свой взгляд на вещи — от сердца и дальше, через объектив. Я так рада, что до того, как совершить покупку, я исследовала возможные варианты и нашла фотокамеру, которая по-настоящему мне подходит!

Понять основы

Независимо от марки или модели выбранной вами каме-
ры, определенные ключевые параметры и режимы в ней будут предусмотрены. Фотографу крайне необходимо знать, как пользоваться универсальными инструментами своей профессии. И это не просто. Данные элементы могут использоваться по отдельности, чтобы произвести особый эффект, но ими нужно управлять и находить их оптимальное сочетание, чтобы в совокупности они создали волшебство, которое вы хотите увидеть.

Некоторые из таких параметров — в том числе баланс белого, ISO, диаф- рагма и выдержка — являются обязательными инструментами фотографии. Они помогают вам добиться желаемой экспозиции в снимках, как бы ни было много или мало света, откуда бы он ни поступал или каким бы он ни был ярким. Вы увидите, что эти параметры открывают мир широких воз- можностей — для глубины резкости и композиции, например, — которые позволяют вам раскрыть яркий сюжет — без тысячи слов.

Когда речь заходит о выборе режимов съемки (например, «Ручной», «Прио- ритет диафрагмы», «Приоритет выдержки» и так далее), я часто сравниваю это с выбором вашего любимого мороженого. Вы безоговорочно предпочи- таете один сорт, и к нему время от времени в зависимости от ситуации до- бавляете разные вкусовые добавки. Чтобы найти свой излюбленный способ съемки, вам придется испробовать столько параметров, сколько возможно. У каждого есть свое назначение и смысл, так что чем больше вы знаете, тем больше разнообразия вы можете привнести в ваши фотографии.

Только, пожалуйста, как можно раньше откажитесь от автоматического режима, однако не пренебрегайте им полностью, так как в некоторых слу- чаях он может оказаться полезным. Ваш фотоаппарат предлагает на вы- бор разные режимы не просто так. Используйте тот (или те), который луч- ше всего соответствует условиям съемки, и импровизируйте с остальными, чтобы понять, как и они работают в той же ситуации.

Помните, что в фотокамерах разных типов и марок по-разному обознача- ют и объясняют режимы съемки. Считайте это гениальным маркетинговым ходом или просто обычным несоответствием. В любом случае, технологии, доступные в некоторых компактных фотоаппаратах, делают возможным получать фотографии профессионального качества. Передовые линейки каждого производителя приближаются к тому, чтобы предложить управление и качество на уровне «зеркалок», включая возможность выбора таких режимов, как ручной, автоматический, «Приоритет диафрагмы», «Приоритет выдержки», а также «Сумерки», «Портрет», «Пейзаж», «Дети и животные», «Спорт», «Эффект плаката», «Эффект рыбьего глаза», «Эффект миниатюры», «Листва» и не только. Иногда все перечисленные опции при- сутствуют в одной-единственной «мыльнице» (тогда ее можно гордо име- новать компактным фотоаппаратом)! Вы все еще считаете, что «зеркалки» устроены значительно сложнее «мыльниц»?

Только не потеряйте голову от количества дополнительных функций. Фо- тография, искусство письма светом, требует времени для изучения. И по- настоящему прекрасно, что всегда есть нечто новое, чему можно научиться, независимо от того, сколько вы уже знаете!
Этот снимок передает простоту утреннего стола, накрытого к завтраку. f/2.8, ISO 125, 24–70 mm L
Качественные решения

Когда я села писать эту книгу, я знала, что одни темы буду излагать более подробно, чем другие. И одним из животрепещущих вопросов для меня является выбор между съемкой изображений в формате JPEG или RAW. Особенно это актуально для тех, у кого есть зеркальная фотокамера.

Первые шесть месяцев обладания «зеркалкой» я фотографировала в JPEG... преимущественно потому, что читала отзывы людей, которые пробовали снимать в формате RAW и столкнулись с трудностями при использовании этого формата в последующей обработке. Постобработка, кстати, включа- юет в себя процесс преобразования файла RAW в JPEG. Меня также беспокоило, сколько памяти займут файлы RAW при хранении в камере и в компьютере.

Однако я понимала, насколько лучше было бы для меня снимать в RAW. И однажды я сказала себе: «А, ладно. Я всегда смогу обработать файл JPEG, если слишком долго провожусь с ним в RAW». Что же теперь? Сей- час я уже никогда не снимаю в JPEG, если только у меня нет другой воз- можности и я, так сказать, оказалась за пределами цивилизации.

Да, мне, несомненно, потребовался период адаптации при переходе к RAW, но оно того стоило!

Больше информации о файлах RAW содержится в главе 8 («После съемки»), но пока просто считайте их несжатым, наиболее полным набором данных, который запишет матрица вашего фотоаппарата.

Когда вы посмотрите на файл изображения в формате RAW на своем мониторе, вы увидите, что он не такой резкий или контрастный, как файл JPEG. Это может показаться странным, учитывая, что файлы RAW содержат больше полезных данных об изображении. Но изображение, записанное в формате файла RAW, изначально менее резкое и менее контрастное, чем файл JPEG, потому что, в отличие от JPEG, к изображению в RAW не применялся алгоритм повышения резкости.

Считайте файл RAW аналогом негатива пленки, которому предстоит пройти через ванночки с реактивами, прежде чем стать изображением. RAW буквально означает, что снимок является необработанным (как негатив)
и должен пройти процесс дальнейшей обработки, прежде чем преобразуется в изображение, которым должен стать.

Необходимость обрабатывать файл RAW — одна из причин, заставляющих людей отказываться от использования этого формата при съемке изображений. И постобработка изображения RAW не так проста, как способ обработки файла JPEG. Но, честное слово, как только вы попадете в колею, постобработка каждого формата будет занимать у вас примерно одинаковое время.

Повторюсь: воспринимайте постобработку как проявку негатива пленки
в темной комнате. Теперь вы понимаете перспективы? Технически изображение не требует постобработки, чтобы быть видимым. И RAW, и JPEG можно смотреть без редактирования, но редактирование, даже в малом объеме, может вывести ваш снимок из числа просто хороших на самый высший уровень.

С другой стороны, технически невозможно загрузить то количество данных, которое содержится в файле RAW, в какой-либо документ без проблем, и некоторые интернет-программы не разрешат вам загружать что-либо в виде RAW, если можно так выразиться. Несмотря на то что вам нет необходимости делать что-то ни с одним из этих файлов изображения, будет лучше, если вы сделаете. Оставить их как есть — все равно что пробе- жать десять миль марафона и сойти с дистанции. Зачем суетиться с первы- ми десятью милями, если вы не собираетесь бежать до финиша?

Так что причина, по которой фотографы связываются с дополнительной работой в виде формата RAW, заключается в том, что информация об изо- бражении никогда не будет утрачена. В противоположность этому, каждый раз, когда вы изменяете JPEG и сохраняете его, вы теряете некоторое коли- чество информации об изображении. Если вам важно качество печати, это стоит учитывать.

И вот почему: в отличие от файлов RAW, при съемке в формате JPEG прошивка фотоаппарата (встроенные в него программы) автоматически стирает часть информации о цвете и разрешении в тот момент, когда перемещает информацию с матрицы и сохраняет ее в виде файла фотографии. Потеря информации способствует сжатию изображения в файл меньшего размера, но это подразумевает потери в оттенках тонов, цвете и резкости. Соответственно, ваша фотография в напечатанном виде получается менее насыщенной, чем изображение в формате RAW.

Итак, как вы можете догадаться, за вместительность файла RAW прихо- дится платить. Это очень большие файлы, особенно по сравнению с JPEG. Хранение всех данных, содержащихся в файле RAW, требует больше свободного места в вашей камере и в компьютере. Но если у вас хорошо организована система хранения фотографий, это не создаст большого неудобства. На мой взгляд, вопрос размера файлов имеет меньшее значение по сравнению с возможностью иметь доступ к цвету и цифровым данным наи- лучшего качества для своих фотографий.

Найти образ

Я прихожу в эйфорию от того, что в фотографии существует невообразимое количество объектов, которые можно снимать. Вы можете запечатлеть на фотокамеру все, что вам попадется на глаза. Кто-то увлекается одним жанром фотографии, в то время как другие предпочитают снимать все подряд — от пейзажей до собак, от людей до цветов, от зданий до мебели.

И, конечно, некоторые из нас концентрируют свое внимание на еде.
за работой...
Как и в пейзажной или портретной фотографии, тут есть основные принципы, которые полезно знать, когда вы приступите к созданию изображения еды. Эти принципы помогут вам решить, в каких случаях следует разместить объект не в центре, применять правило третей, снимать с большого или с очень близкого расстояния и тому подобное. Поэтому, несмотря на то что предметы реквизита представляют интерес и могут многое привнести в ваш кадр, имейте в виду, что на данном этапе они вас будут только отвлекать. Вам просто нужно развивать способность видеть сильную композицию, если вы хотите создавать действительно ценные снимки. Например, существуют способы выделить простую тарелку со спагетти

с помощью одного только света и размещения объекта. Этим тема реквизита и фуд-стайлинга не исчерпывается.

Так что будьте готовы применять свое знание режимов и настроек фотоаппарата к тому, что вы узнаете о построении композиции и фустайлинге. Только благодаря совмещению этих разных методов вы сможете рассказать выразительную и захватывающую историю о рецепте, продукте или блюде.

Люди, которые не слишком внимательно разглядывают фотографии еды в блогах, ресторанных меню, кулинарных книгах и прочих интернет- или печатных изданиях, обычно даже не представляют, сколько всего происходит на пути от тарелки до бумаги или монитора, когда речь идет о фуд-фотографии. Да им и не нужно это знать. В этой книге я подробно рассказываю о том, что я называю базовым или естественным фуд- стайлингом.

Эти термины относятся к мастерству дизайна, или художественного офор- мления, еды на разных этапах ее приготовления. Мои способы и методы работы по оформлению блюд отличаются от тех, которые применяются в рекламе, где используют такие вещи, как вазелин и фен, и к примеру, кар- тофельное пюре кладут в качестве основы для сооружения блюд с пышным и объемным салатом.

Я не имею ничего против рекламного оформления. Я еще не работала
в данной области, так что мало что могу сказать об этом. Но некоторые мои очень близкие друзья являются фуд-дизайнерами для рекламы, и для улуч- шения своих фотографий я позаимствовала у них приемы и хитрости, кото- рые при этом не делают блюда несъедобными.

Кстати, я всегда буду помнить свое первое рабочее задание. Однажды я работала бок о бок с опытным и талантливым фотографом. Для того, чтобы объяснить оформителям, какими должны быть дизайн и композиция, он неоднократно повторял: «Сделайте это настоящим!» Так что не раздражайтесь, если вам приходится менять местами продукты на тарелке или заменять небольшой кусок какого-нибудь важного компонента на более крупный. Вам, может быть, даже понадобится смазать рыбу водой, чтобы

в кадре она выглядела мокрой.

Некоторые перестановки объекта (или объектов) съемки бывают необходимы, чтобы ваши продукты обращали на себя внимание и/или продолжали выглядеть свежими и натуральными. Вполне приемлемый метод работы в стиле «сделай это настоящим», который оставит съедобной ту еду, которую вы фотографируете.

Вся суть в том, чтобы заставить зрителя воскликнуть: «Ух ты, я хочу это на обед!» — вместо «Хмм, салат выглядит несколько вялым». Если ваши усилия по оформлению приведут именно к такому результату, тогда, конеч- но, оно того стоит. Только не забывайте, что художественное оформление служит все-таки для улучшения, а не для обмана.

Мир фуд-фотографии — это изменчивое сочетание композиции, внешне- го вида, творчества и исследования. Здесь всегда можно найти новый способ использовать свет и запечатлеть красоту еды. Чтобы добиться успеха в кулинарной фотографии, требуется лишь огромный запас терпения, самоотдачи и одержимости. Все понятно? Тогда хватайте ваш фотоаппарат, и приступим к работе.
Эти два снимка экрана демонстрируют разницу в резкости и контрасте обработанного и не отредактированного файла RAW. Некоторые программы для постобработки автоматически применяют баланс белого, контраст и резкость при загрузке файла RAW (например, продукты серии Adobe Creative Suite), но большинство не делают этого



Выдержка из книги Элен Дюжарден. Мастерство фуд-фотографии. ©



Helene Dujardin

PLATE TO PIXEL:
DIGITAL FOOD PHOTOGRAPHY & STYLING

Copyright © 2011 by Wiley Publishing, Inc., Indianapolis, Indiana

All rights reserved
This translation published under license

Оформление переплета С. Власова



Д 95


Дюжарден, Элен.

Мастерство фуд-фотографии / Элен Дюжарден ; [пер. с англ. О. И. Буб- новской]. — Москва : Эксмо, 2014. — 288 с. : ил.

ISBN 978-5-699-72346-1

Leave a Comment

Отправить комментарий