КАК ПРАВИЛЬНО ВЫСТАВИТЬ БАЛАНС БЕЛОГО ПО СЕРОЙ КАРТЕ?

апреля 09, 2021

 


Правильный баланс белого на снимках, одна из самых болезненных тем у начинающих фотографов, которые стремятся изменить свой статус на звание "ПРОФИ" и не зря. Не каждый начинает свой путь изучения камеры именно с этой настройки и часто пренебрегает ей, в пользу изучения других основ, однако рано или поздно приходит тот день, когда нужно сделать и этот шаг. Я предлагаю самый точный и правильный путь, это пользовательская настройка баланса белого по серой карте.

Серая карта (grey card) – аксессуар фотографа,  с небольшой полезностью для начинающих и любителей, но однозначной функциональностью для профессионалов. Чаще всего используется для правильной установки баланса белого (ББ).

 

Почему серая(!) при работе над ББ? Нейтральный белый найти практически невозможно; серая же карта является эталоном средне-серого тона (18% серый находится ровно посередине между белым и черным, если принять весь диапазон яркостей равным пяти ступеням). Ее можно использовать в качестве точки отсчета, в «привязке» к которой будут выстроены остальные цвета.

Одним из способов выставления «правильного цвета» является включение в снимок эталонного цвета с заранее известным нейтральным значением (серой карты). 

 

На деле существует два способа использования серой карты:

 

  • простой, где серая карта помещается рядом с объектом съемки, а уже при последующей обработке в графических редакторах вы ориентируетесь на ее цвет, взятый за основу:
  1. Выберите фотографию, на которой присутствует серая карта и остальные фотографии, сделанные при том же освещении (!), другое освещение диктует новые настройки
  2. Откройте выбранные фотографии в Adobe Camera Raw (используйте Bridge) или в Adobe Lightroom 
  3. Выберите фотографию с серой картой среди открытых изображений (она должна появиться в главном окне)
  4. Выберите остальные фотографии, нажав кнопку Select All (Выбрать все) или комбинацией клавиш cmd+A для Mac и ctrl+A для пользователей  Windows, если используете программу Adobe Lightroom, не забудьте установить флажок на  автоматическую синхронизацию, где любое изменение основной фотографии влечет изменение всех одновременно выделеных
  5. В верхнем меню выберите иконку инструмента установки баланса белого
  6. Кликните пипеткой по изображению серой карты – Вы установили нейтральный серый для всех выбранных изображений.
  7. Для того, чтобы сделать снимки теплее или холоднее, используйте слайдеры температуры и оттенка или соответствующий ползунок
  8. Схожий алгоритм используется в других графических редакторах
  • настройка непосредственно при съемке (многие фотоаппараты позволяют использовать снимок серой карты для установки пользовательского баланса белого прямо в фотоаппарате, так называемый "пользовательский или ручной режим".
  1. Сфотографируйте серую карту рядом с объектом съемки так, чтобы она находилась в тех же условиях освещения, располагалась в центре кадра и занимала возможно большую его часть, чтобы фотоаппарат смог считать значения. Используйте автоматический баланс белого и P (программный автоматический) режим.
  2. В меню фотоаппарата выберите «пользовательский баланс белого». Фотоаппарат попросит указать фотографию, которую вы возьмете за основу. Выберите фотографию серой карты и подтвердите выбор, нажав“OK”.
  3. В установках фотоаппарата выберите иконку пользовательского баланса белого (custom white balance) – баланс белого установлен.
  4. Не забудьте при изменении освещения поменять настройки и снова выставить ББ, а по окончании сессии сбросить их (по своему опыту знаю, что ничто так не портит фотографии, как забытые с прошлой сессии настройки).

 

Процедура для разных моделей фотоаппаратов подробно описана в Руководствах по эксплуатации, я всегда говорю, "ИНСТРУКЦИЯ К ФОТОАППАРАТУ СИЛА".

Для установки пользовательского баланса белого (ручной режим) нужно сделать снимок серой карты таким образом, чтобы он занял весь кадр целиком. Очень важно правильно расположить серую карту.

Она должна быть расположена перпендикулярно биссектрисе угла (биссектриса делит прямой угол пополам), образованного направлением объектива и направлением на основной источник света, как на схеме. 

Собственно сама карта выглядит как небольшой отражатель с разметкой мишень, я слышала, что настройку лучше всего производить в расфокусированном виде, тогда зачем собственно мишень? Не знаю, я фокусируюсь, конечно, не зря ж китайцы старались и рисовали этот прицел.

 

Моя серая карта размером примерно 35 см х 35 см, с оборотной стороны белая и я пользуюсь ей как отражателем если нужно. Настроить ручной ББ можно в настройках вашей камеры.

 

 

 

Так же, хочется отметить такую штуку, как  брекетинг баланса белого в фотоаппарате. Сейчас все начнут кидать в меня помидоры, и кричать, что брекетингом, всегда называли съемку серии кадров с разной экпозицией, но я готова спорить.

 

Прогресс не стоит на месте и уже в своей старой камере Canon 6700d, я находила эту функцию, просто не понимала, зачем мне эта настройка нужна. Зато сейчас я активно пользуюсь ей, особенно при съемке с искусственным светом. Каждый из вас знает, что разные лампочки имеют разную световую температуру и наверняка держатели искусственного освещения знают, что у разных производителей тоже разные лампы, имеющие свой особенный оттенок, который мы легко замечаем на фотографиях в виде рефлексов розового, голубого или зеленого цвета.

 

Так вот, в наше время существует и брекетинг баланса белого, где экспозиция всех кадров в серии брекетинга одинаковая, а баланс белого – разный. При чем уводить его можно в сторону того или иного оттенка с возможностью получить более холодный или теплый кадр, а так же увести в пурпурный, зеленый, красный или синий тон.

 

Поройтесь в своих камерах и возможно вам пригодится мой опыт. Стоит один раз настроить эту настройку и обработка в редакторе всей серии фотографий, снятых при одном источнике света, уберет на целый пункт, головную боль в части правильного ББ.

 

 


Нужно ли выстраивать такие сложности не профессиональным фотографам? Нет конечно, это лишнее, однако, если вы рассчитываете на статус выше, чем новичок, то правильный баланс белого это один из показателей вашего профессионализма. Не забывайте о балансе белого: возьмите за правило, что использовать «автоматический» ББ рекомендуется только в идеальных условиях и в условиях, постоянной смены освещения, где такое же быстрое изменение настроек просто не возможно.

 

 

Купить серую карту не сложно, сложнее не потратить неадекватно много. Из множества серых карт среднего ценового диапазона (пользуюсь сама) могу посоветовать DigiGrey, Flama, Mennon и Raylab их стоимость около 1000-1200 рублей за штуку.

 

При отсутствии серой карты можно использовать в прямом смысле «подручные» средства. Слышала, что перегородки сумок LowePro близки по цвету к средне-серому, так же народные хитрости в виде чистого белого листа.

 

 

 

Эти и другие советы по съемке, а так же снимки бэкстейджей я размещаю в инстаграм по тегу #foodphoto_с_besedinajulia и на странице @show_me_your_hobby, присоединяйтесь, я всегда рада новым последователям и читателям. Не стесняйтесь задавать свои вопросы.

Leave a Comment

Отправить комментарий