ЕСТЕСТВЕННЫЙ СВЕТ

апреля 26, 2016

Контровый свет, источник находится позади объекта съемки, прямо напротив камеры.


В продолжение темы СВЕТ, давайте определимся, сколько источников света вам нужно для съемки? Прежде чем бежать в магазин фототехники в поисках огромного софт-бокса, обратите внимание на окна в своем доме.


В девяти из десяти случаев, свет, который пропускается через окна, это все, что вам нужно для создания красивого рассеянного освещения. Подсвечивая объект сзади или сбоку, вы создадите объем и подчеркнете текстуру продуктов.


Безусловно, фуд-фотография представляет собой одно из тех направлений, о которых справедливо сказать: чем меньше источников света, тем лучше. К примеру, снимая портреты, автомобили или архитектуру интерьера, мы можем добавлять и добавлять всё новые источники света, пока не получим идеально очерченные формы. То мы увеличиваем количество заполняющего света, то направляем свет, а то выставляем тени. Но чтобы сделать первоклассную фуд-фотографию, следует подобрать только один большой источник рассеянного света и отражаетль.

Первичным источником естественного (дневного) света является Солнце. Эта энергия достигает поверхности Земли в виде прямого или рассеянного (диффузного) света.

Солнце не способно выдавать мягкий свет — это факт, от солнца только жесткий с резкими тенями. Но просматривая конкурсные фотографии в инстаграм мы видим, что многим фотографам удается избежать резких теней от солнца, как это происходит, чем можно смягчить свет из окна или непосредственно от солнца, особенно, если съемка происходит на улице.

Мягкий свет рождается из отражения света от окружающих объектов. Внутри помещения он отражается от стен, потолка и пола, и если все это будет преобладать в белом цвете, по сути вы будете находится в пространстве наполненным мягким светом. Если речь о съемке на улице, все то же самое, нам нужен не прямой солнечный свет, а отраженный от предметов, т.е. тень или свет от солнца на просвет через рассеиватель.

Максимально используйте возможности естественного света. Натуральный свет из окна, рисующий прекрасные мягкие тени, идеально подходит для большинства случаев съемки. При этом в съемке могут быть использованы любые углы падения. Свет из окна даст прекрасный заполняющий свет, если использовать при этом белый или серебряный отражатель, чтобы смягчить тени, можно сделать прекрасный снимок.




Помните, что освещение должно быть равномерным. Старайтесь избегать теней особенно на переднем плане и прямых солнечных лучей, если окно расположено на южную сторону здания. Обращайте внимание на блики, есть предметы с матовой поверхностью, есть с глянцевой — одни поглощают свет, другие наоборот — отражают, не редко встречается такое явление, как рефлексы (отражение цвета от предметов).  Так же высота, на которой относительно окна находится объект съемки получит более длинные или наименьшие по длине тени, если вы снимаете на полу.

Освещенность помещений естественным светом зависит от светового климата данной местности, ориентации окон, качества и содержания оконных стекол (тонированные или нет), окраски стен помещения, затемняющих или отражающих свет предметов, расположенных внутри и вне помещения.

Особенность фуд-фотографии – максимально естественное освещение. При взгляде на фотографию мы не должны замечать свет. Это одна из причин, по которой стоит использовать естественный дневной свет.

Также использование естественного освещения подразумевает тени, образованные естественным путем.  Если вам кажется, что тени слишком глубокие, рекомендую пользоваться отражателем в роли которого может выступать как чистый лист белой бумаги, так и профессиональный отражатель, многие используют строительный пенопласт или матовый строительный пластик в виде листа (всегда к ним пригодятся строительные зажимы, которые помогут вам придержать их в вертикальном положении).

Еду в домашних условиях удобнее всего снимать на кухне или в помещениях, расположенных не далеко от нее, причины понятны. Вам нужно найти на своей кухне место, где дневной свет проявляет себя лучшим образом. Для разных ситуаций придется менять это место, подходить ближе к окну, если на улице облачно, либо отходить дальше, в случае, если солнце бьет прямо в окно и ваша тюль не спасает вас.

Чтобы понять какой свет является лучшим в том или ином случае вам нужно научиться анализировать светотеневой рисунок не только на своих фотографиях, но и на  чужих фотографиях, желательно, что бы это были известные люди с профессиональными навыками, к примеру таких известных мастеров как Мэтт Армендариз, Элен Дюжарден, Дэвид Лофтус. Изучение творчества людей, которые вызывают ваши восторги,  доказывает, что не существует готовых схем, гарантировано позволяющих получить шедевр.

Все самое лучшее рождается в процессе поиска, пробуйте, снимайте и сравнивайте собственные снимки, смотрите как падает свет на ваших фото и на снимках профессионалов. Задавайте вопросы, никогда не стесняйтесь спросить, как снят тот или иной кадр, с какой стороны источник, камера, отражатель и т.п., тем более, если вы до сих пор не в состоянии оценить это по фото, спрашивайте все, что вас интересует. Конечно, в России мало кто из фуд фотографов хочет делиться своим опытом, но поверьте, среди них много, кто делится.

Располагая одним лишь окном, мы можем управлять контрастом сцены. Важно понимать, что изменяя расстояние от окна до сцены, мы меняем только размер источника света и уровень освещенности.

В результате чего мы можем:
  • получать разную раскладку света и теней,
  • менять форму бликов, делая их либо более явными и выразительными, либо растушеванными,
  • менять колорит сцены, окрашивая ее рефлексами помещения.

Расположение источника света относительно объекта съемки.


1. Боковой свет: основной источник света расположен сбоку от вашего объекта (см рис и фото ниже).

Такой тип освещения достаточно универсален, хорошо показывает объем, не дает глубоких теней спереди. 




На данном снимке хорошо продемонстрировано боковое освещение. Четко видно с какой стороны свет и где его нет, образуется тень.

2. Задний боковой свет, мой любимый. Этот вариант освещения прекрасно подсвечивает зелень, великолепно подходит для напитков, придает красивое свечение, хорошо «отделяет» объект от фона. Разумеется подходит не для всех объектов, часто требует компенсации глубоких теней спереди, в этом мне помогает отражатель, размер которого чем больше, тем лучше или второй источник света. Схема  и фото ниже.


Если вы успели обратить внимание, то местами поменялся фотоапппарат и отражатель по отношению к окну на изображении. Изменяя свое положение у окна, вы можете изменять световую схему.

Если вы обратите внимание на то, где расположены тени, станет очевидным, что освещение задне-боковое. Тень не совсем спереди, однако и не четко сбоку как на предыдущем снимке.

3. Передний боковой свет: данный тип освещения лишает фото загадочности, свечения и объема, поэтому к нему следует прибегать в крайнем случае. См схему ниже.
Данная схема очень редко используется фотографами, т.к. очень похожа на съемку со вспышкой (в лоб), картинка становится более плоская и не красивая.

Источник света находится непосредственно рядом с камерой и со стороны камеры

Для разных объектов, сюжетов, композиций нужно подбирать индивидуальную схему освещения. Нет универсальной и 100% удачной схемы, для каждого объекта, кадра все будет индивидуально. Методом проб и длительных съемок вы найдете свои ракурсы, любимые световые схемы и скорее всего, это и определит ваш творческий стиль.




Иллюстратор:
Жанна Коротова
В instagram:
Текст: 
Беседина Юлия
В instagram:







Спасибо, что дочитали до конца.
Следующая статья будет про искусственный свет, подписывайтесь на обновления сайта в боковом меню, если хотите узнавать о выходе статей первыми.

Надеюсь, статья была вам полезна, ставьте сердечко под текстом и делайте репост, это наилучшая благодарность за наш труд.






Leave a Comment

Отправить комментарий